Экскурсии
Экскурсия (от лат. excursio — вылазка, набег, вторжение) — коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передаёт аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.
Участник экскурсии — экскурсант. К экскурсантам относят лиц, пребывающих в какой-либо местности менее 24 часов.
Заказать экскурсии можно в турагентствах или у местных жителей.
Заказ экскурсий онлайн:
Ее величество Экскурсия — это интеллектуальный вид отдыха. И…
когда сводится понимание экскурсии к поездке, то теряется весь смысл кайфа, который делает экскурсантов «экскурсоманами».
Слово «эстетический катарсис» вышло из обихода.
Часто любую поездку называют экскурсией, предоставляя только перевозку. На том лишь основании, что «экскурсия» лучше звучит, чем поездка или перевозка.
Вот как трактуют экскурсию учебники:
Экскурсия — это поездка или прогулка с целью посещения достопримечательностей (природы или памятников истории и культуры)в сопровождении экскурсовода.
Действительно, ключевое слово здесь «в сопровождении экскурсовода», который, рассказывая о событиях по теме экскурсии, дарит экскурсантам эмоции открытий.
Вернемся в учебники:
Экскурсия, как форма познания окружающего мира, состоит их двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов в природе или в помещении и рассказа о них.
Здесь следует обратить внимание: о каких экскурсиях идет речь?
Экскурсии делятся на три типа:
- музейные (продолжительность от 45 минут до 90 минут),
- обзорно-тематические (продолжительность от 1,5 часа до 4 часов),
- комплексные (продолжительность от 4 часов до нескольких дней),
но отличаются они не столько продолжительностью, сколько организационными моментами. А это значит, что способностями и профессиональными навыками менеджеров и экскурсоводов в сравнении по вышеперечисленным трем типам экскурсий.
Итак,
- музейные экскурсии ведет один экскурсовод по территории музея и в рамках темы также музея. В музеи на такие экскурсии чаще привозят экскурсантов турагентства в рамках, организованных экскурсионных программ. Музеи посещают туристы и самостоятельно, но это требует и самостоятельной предварительной подготовки, чтобы эмоции от посещения музея были положительными.
- обзорно-тематические экскурсии ведет тоже один экскурсовод и чаще всего по городу. На такие экскурсии надо заказывать профессионального экскурсовода в турагентстве, иначе из экскурсии получится прогулка, где «экскурсовод» может составить компанию с поддержанием разговора. Часто именно такой формат прогулки по городу и выдают за экскурсию.
- комплексные экскурсии, уже судя по названию, включают в себя разные туруслуги на основе организации программы и маршрута. Это услуги по перемещению экскурсантов, питанию, проживанию, посещению и осмотру достопримечательностей, где кроме экскурсий первых двух типов, обязательна путевая информация от специально подготовленного экскурсовода. Такие комплексные экскурсии на фестивали и другие событийные и культурно-массовые мероприятия называются событийными экскурсиями.
Слишком часто, из-за стремления снизить цену, экскурсии остаются с минимальным набором туруслуг, а то и просто ограничиваются транспортными услугами, что сводит экскурсию к поездке и утрачивает основной смысл экскурсии — эмоциональных открытий, а также приводит к потере культуры экскурсий.
Если лишить экскурсию показа, то это будет уже не экскурсия, а просто лекция или беседа. И, наоборот, лишенная рассказа, экскурсия останется просто осмотром достопримечательностей с минимальным эффектом познания.
Общие признаки всех экскурсий
1. Продолжительность по времени проведения от одного академического часа (40-45 минут) до одних или более суток.
2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
5. Передвижение участников по заранее составленному маршруту и по теме экскурсионной программы.
Экскурсии бывают
- пешеходные (пешие прогулки с осмотром памятников и других достопримечательностей)
- автобусные (с обязательным выходом из автобуса для осмотра памятников)
Виды экскурсий — цели и формы проведения
- Тематическая экскурсия — Усвоение знаний в сочетании с воспитанием — Культурно-воспитательная
- Обзорная многоплановая экскурсия — Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям – Культурно-просветительская
- Путевая экскурсионная информация — Расширение общего культурного кругозора по теме экскурсии – Общеобразовательная
- Прогулка – Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов, а также необыкновенных ландшафтов, мест силы и другие – Отдых
- Внеклассный урок – Усвоение знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) – Учебная
- Экспедиция — Выявление экспонатов для краеведческого музея или идее нового экскурсионного маршрута – Научная
Проведение экскурсии — это не только передача знаний экскурсоводом группе людей.
Можно только догадываться какой путь проходит идея об экскурсии от ее создателя через информацию по теме экскурсии, все инструменты упаковки, а затем рекламные каналы до того момента, когда будущий экскурсант услышит об экскурсии и в нем родится желание посетить эту экскурсию.
Но и здесь от желания до исполнения своя целая история.
Интересный вопрос, о котором мало кто задумывается, когда говорит об экскурсии:
Что Вы имеете в виду, когда заказываете экскурсию ?
— разработку экскурсии,
— заказ на организацию экскурсии или
— Вы только представляете себе исполнение экскурсии?
В чем здесь разница?
Экскурсия — это много этапный процесс — разработка экскурсии, оформление как турпродукта, информирование об экскурсии, контакты с заказчиком, организация экскурсии, исполнение экскурсии.
Этот процесс можно сравнить с айсбергом, малую часть которого видит экскурсант и все окружение в туристической деятельности.
Весь процесс от разработки экскурсии до исполнения услуги (оказании экскурсионной услуги) по длительности, трудоемкости и времени исполнения делится на 3 этапа:
1-й этап — разработка экскурсии и оформление ее, как туруслуги
2-й этап — организация экскурсии (контакты с заказчиком и партнерами)
3-й этап — исполнение экскурсии (факт по дате проведения экскурсии)
Но вот экскурсия заказана и все составляющие экскурсионной услуги подобраны и забронированы.
Пришел день и час экскурсии — настал момент встречи с экскурсоводом.
Главная задача экскурсии — выходное настроение, жизненный позитив, удовлетворение духовных потребностей человека в процессе расширения кругозора, получения знаний по истории, в области искусства, архитектуры, литературы и науки.
И вот здесь уже все зависит от экскурсовода, его харизмы, обаяния и искусства – интересно и доходчиво раскрыть тему.
Это интересно!
3 августа 2016 г. в Орле была установлена единственная в России бронзовая скульптура «Гид-экскурсовод», прославляющая специалистов туристических, круизных и походных компаний, музеев, представляющих как раз такие престижные профессии гида и экскурсовода.
Функции экскурсии
- функция научной пропаганды — экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и
теорий; - функция информации — экскурсия содержит информацию по конкретному разделу знаний, отличаясь от других средств информации более высокой наглядностью;
- функция организации культурного досуга — экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Системность знаний, сообщаемых на
экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента «путешественности», возможность выбора в соответствии со своими интересами — делает экскурсию
популярным занятием для людей; - функция расширения культурно-технического кругозора — экскурсия способствует расширению кругозора человека. сообщая и конкретизируя знания по истории, в
области искусства, архитектуры. литературы, экономики; - функция формирования интересов человека — задача любой экскурсии — сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной области знания, что для
многих становится началом работы по самообразованию.
Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится.
- Для детей и молодежи экскурсия — это функция расширения культурно-технического кругозора;
- для подростков, выбирающих профессию — это функция формирования интересов;
- дляиностранных туристов — функция информации и т.п.
Принципы экскурсии
- связь теории с жизнью — материал экскурсии должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми
переменами, которые происходят в стране; - доходчивости — эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен для данной
аудитории; - убедительности — обеспеченность материала экскурсии убедительными сравнениями, ссылками на авторитетные источники, воспоминания очевидцев и участников событий,
фотографиями, копиями документов и т.п.
Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительской работы, имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее некоторые признаки говорят о
сходстве с другими формами работы, другие, наоборот, подчеркивают ее коренное отличие от них.
Признаки экскурсии
- Продолжительность по времени проведения от одного академического часа (40-45 минут) до одних суток.
- Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
- Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
- Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
- Передвижение участников по заранее составленному маршруту.
- Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
- Активная деятельность участников экскурсии (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.
Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:
- у автобусных — обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;
- у музейных — знакомство с материалами экспозиций, расположенных на стендах;
- у производственных — демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, конвейеров, механизмов).